ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА «КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ»

Составитель: Антонова Е.В., учитель биологии средней общеобразовательной школы №7, МО Рузаевка

Рецензенты: Поскребышева Г.Ю., к.п.н., ст. преподаватель кафедры управления и начального профессионального образования

Грунюшкина Л.А., методист МРИО

Хрулина Г.К., руководитель МО учителей биологии, учитель школы-лицея №4 МО Рузаевка

Рассмотрена на Экспертном Совете Мордовского республиканского института образования МО РМ

Аннотация: данный курс, предназначенный для учащихся 9-х классов, поможет сориентироваться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки и соответствующего профиля обучения. Содержание курса представляет собой расширенный вариант следующих разделов: «покровы тела», «Пищеварение», «Опора и движение», «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность», базового учебного предмета «Биология. Человек».

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для изучения элективного курса "Красота и здоровье" в 9 классах средних общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 12 часов классных занятий.

Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом осмыслении включает культуру познания, т. е. знание о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; культуру поведения, жизни, которая позволяет реализовать все приобретенные знания, эмоциональные установки в практических действиях, поступках, жизни.

Элективный курс "Красота и здоровье" разработан с учетом индивидуальных интересов учащихся, призван укрепить сознательное отношение школьников  к собственному здоровью на основе полученных знаний при изучении раздела "Человек и его здоровье" в основной школе.

Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Элективный курс является "надпредметным", расширяет базовый курс биологии, что дает возможность учащимся познакомиться с интересными, нестандартными вопросами

Содержание курса обуславливает необходимость использования различных форм и методов обучения: проектной  деятельности, семинарских занятий, ролевых игр, поисковых бесед, лабораторных занятий, подготовки и обсуждения докладов, викторин, анкетирования.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены демонстрации.

Цель курса

Удовлетворить индивидуальные интересы, потребности и склонности каждого школьника по проблеме  (вопросам) собственного здоровья. Научить учащихся ответственно относиться к своему здоровью и использовать полученные знания в своей практической деятельности.

Задачи курса

  1. Развить познавательные интересы у школьников на основе приобретения и применения новых знаний о факторах здоровья.
  2. Закрепить навыки проведения лабораторных работ с использованием простого лабораторного оборудования и анализа полученных результатов.
  3. Воспитать  у школьников бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Раскрыть секрет красоты и хорошего самочувствия: вести здоровый образ жизни.
  4. Помочь ученику с сознательным определением профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

 

Примерное тематическое планирование курса (объем 12 ч.)

№ п/п

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

 

1

 

 

2

 

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

Введение.

 

Это важно в любом возрасте ( 5 ч)

Искусство отдыхать.

 

 

Вредит ли курение красоте?

 

 

Как вы спите?

 

Питание и красота.

 

С головы до ног ( 6 ч)

Кожа - зеркало здоровья.

 

 

Оправа красоты,  или о волосах.

 

Глаза - зеркало души.

 

 

Позаботься о руках.

 

 

Не забывайте о ногах.

 

 

Основа всего - фигура.

Итого:

 

 

Беседа.

 

 

Лабораторная работа . Анкетирование.  Поисковая беседа.

 

Ролевая игра. Анкетирование.

 

 

Беседа.  Выступления учащихся.

 

Анкетирование. Социологический опрос. Лабораторная работа .

Семинарское занятие "Питание и здоровый образ жизни".

 

 

 

 

Лабораторные работы.

Викторина.

 

 

Лабораторная работа . Беседа.

 

 

Валеологический самоанализ Лабораторная работа . Беседа.

 

 

Круглый стол. Выступления учащихся.

 

 

Практическая работа . Беседа.

 

 

Практическая  работа . Беседа.

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

 

1

12

 

Программа

Введение (1 ч.)

Общее знакомство с организмом человека. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.

Демонстрация

1.     Видеофильм "Общее знакомство с организмом человека".

2.     Произведения живописи, рисунки, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека.

Исскусство отдыхать (1 ч.)

Что такое утомление и как его предупредить?  Усталость - одна из форм утомления.  Существует ли лекарство от усталости? Режим дня.  Ежедневный отдых. Активный отдых. Гигиена труда. Отдых в праздничные дни и во время каникул.

Анкетирование

"Умеем ли мы отдыхать?".

Лабораторная работа

"Влияние положения тела на результат деятельности".

Демонстрация

Фотографии, рисунки, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека. Примерный режим дня для учащихся 8 - 9 кл.

Вредит ли курение красоте ( 1 ч.)

Никотин и алкоголь - грозные враги красоты. Почему вы курите?  Как отвыкнуть от курения?  Вредные привычки и их преодоление. Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек.

Анкетирование

Выявление  склонностей учащихся к вредным привычкам.

Как вы спите? ( 1 ч)

Как вы спите: как суслик или как Наполеон? Сколько сна нужно нашему организму? Каждый ли человек способен хорошо спать? Сон и его гигиена.

Демонстрация

Видеофильм "Торможение рефлексов"

Питание и красота ( 2 ч.)

Питание и здоровье.  Значение правильного питания.   Худеть? Да, но с умом.  Диета без самопожертвования.  Принципы рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи. Неполноценное питание. Режим питания школьников. Меню для интеллектуалов. Красота на тарелке.  Калории надо подсчитать. Полезные советы здорового питания. Раздельное питание.

Анкетирование

Как вы питаетесь?

Правильно ли вы питаетесь?

Социологический опрос

Цель: Изучение спроса на продукты питания среди учащихся.

Лабораторнаые работы

1. Определение норм питания.

2. Действие верментов слюны на крахмал.

Демонстрация

1.     Счетчик калорий А.А.Покровского.

2.     Таблица по нормам питания.

3.  Видеофильм " Пищеварение".

Кожа - зеркало здоровья(1 ч.)

Уход за кожей. Нормальная, сухая, жирная кожа. Кожа смешанного типа.  Некоторые дефекты кожи. Юношеские прыщи. Как от них избавиться?  Веснушки. Бородавки. Как очистить кожу? Как увлажнять кожу. Как сделать маску? Для каждого лица своя маска! Косметические средства для молодежи.  Самомассаж. Несколько слов о закаливании. Закаливание воздухом, солнцем и водой. Гигиена одежды. Гигиена и мода.

Викторина

Кожа - зеркало здоровья

Лабораторные работы:

1.     Изучение сальных и потовых желез кожи.

2.      Изучение моющих свойств мыла.

3.      Определение типов кожи на разных участках лица и тела.

4.      Обнаружение температурной адаптации кожных рецепторов.

Демонстрация

1. Видеофильм  "Кожа".

Оправа красоты,  или о волосах ( 1 ч.)

Как ухаживать за волосами? Ежедневный уход. Как мыть волосы? Как ополаскивать волосы? Как сушить волосы?  Сухие и жирные волосы. Выпадение волос. Изменение цвета волос: окраска и обесцвечивание.

Лабораторная работа

Рецепторы корней волос.

 

Глаза - зеркало души (1 ч.)

Как заботиться о своих глазах? Раздражение глаз. Причины раздражения глаз. Уход за бровями и ресницами. Гимнастика для глаз.  Зрение и компьютер. Упражнения для расслабления глазных мышц после работы за компьютером. Очки.

Валеологический самоанализ

"Какое у тебя зрение?".

Лабораторная работа

Аккомодация глаза.

Демонстрация

1.     Видеофильм " Сенсорные системы"

Позаботься о руках (1 ч.)

Как ухаживать за руками? Что делать, чтобы кожа на руках не трескалась и не пересыхала? Как ухаживать за ногтями? Изменения формы, конфигурации, окраски ногтей могут многое расскозать о состоянии здоровья.

Не забывайте о ногах (1 ч.)

Уход за ногами. Потливость ног. Плоскостопие, потертости, мозоли. Косметические процедуры для ног.  Профилактика плоскостопия. Отдых для ступней. Гимнастические упражнения для ног. Обморожение ног. Гигиена обуви.  Для чего нужна сменная обувь?

Практическая работа

Выявление плоскостопия.

Основа всего - осанка (1 ч.)

Гимнастика хороша во всех случаях. Тренировка мышц. Проститесь с животом. Утренняя зарядка. Комплекс упражнений для утренней зарядки.

Практическая  работа

Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении стоя и сидя.

Демонстрация

1.     Видеофильм "Опора и движение"

2.     Таблица "Скелет и мышцы человека"

Межпредметне связи

Курс имеет тесную связь со школьным курсом биологии "Человек и его здоровье".

 

Форма отчетности: выступление учащихся на школьной научно-практической конференции "Шаг в 21 век – история прогресса и созидания". Защита проекта "Составление школьного меню".

 

В процессе работы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Понимать  важность ЗОЖ,  соблюдения личной  гигиены.
  • Обобщать знания, полученные на занятиях элективного курса по следующим разделам: "Покровы тела", "Пищеварение", "Опора и движение", "Анализаторы", "Высшая нервная деятельность".
  • Оценивать степень важности ответственного  отношения к своему здоровью, вести ЗОЖ, не забывать о физической активности, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, следить за своей внешностью.
  • Участвовать в беседе о гигиене сна, значении правильного питания, о правилах ухода  за кожей лица,  волос, глаз, рук, ног, о правилах закаливания,  и о пользе гимнастики.
  • Высказывать свою точку зрения по поводу вредных привычек и их преодоления, о пользе раздельного питания, диеты, о современной моде.
  • Уметь излагать и анализировать прочитанное по вопросам диетологии, косметологии,

. Уметь применять полученные знания в жизненной практике.

На занятиях элективного курса запланированы встречи с людьми разных профессий: парикмахер, учитель физкультуры,  диетолог, косметолог, окулист.


 

Литература

Основная

1.     Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. - М.: ACADEMIA, 2003.-

2.     Колесов, Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Просвещение, 1989.-

3.     Пугал, Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. - М.: Владос, 2003.

4.     Ярошевская, Б. Труд и красота. - М.: Профиздат, 1986.

5. Предметные недели в школе: Биология, экология, ЗОЖ / сост. В.В. Балобанова, Т.А.  Максимцева. - Волгоград, 2001. - 152 с.

Дополнительная

1.     Харисов  Ф.Ф. Образование и здоровье. - М.: Весь мир, 2003. - 207 с.

2.     Васильева, З.А.  Резервы здоровья. - Л.: Медицина, 1982. - 320 с.

3.     Таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов // Здоровье. - 1985. - № 1. - С.16; № 2. - С.28; № 3. - С.16.

4.     Эйнштейн, З.М. Популярная диетология. - М.: Экономика, 1989.- 319 с.

 

Рецензия на программу элективного курса  для  учащихся  9 класса «Красота и здоровье».

Предлагаемая  программа  предназначена  для  учащихся 9-х  классов.

Программа разработана учителем биологии Рузаевской средней  обще-образовательной  школы № 7 Антоновой  Еленой  Викторовной.

Программа спецкурса рассчитана на 12 часов.

В структурном отношении в программе представлены:

  • пояснительная записка,
  • определены цели и задачи курса,
  • содержание,
  • наиболее эффективные формы  проведения занятий,
  • предлагаемая тематика лабораторных  работ,
  • требования к выработке умений и навыков учащихся.

Представлен список используемой и рекомендуемой литературы для учащихся.

Содержание курса подтверждает главную цель обучения предмету «Биология. Человек»  в рамках его  расширенного  варианта – формирование и развитие интереса учащихся  для  определения профиля в средней (полной)  школе, который предполагает развитие  познавательных  интересов  школьников  на  основе  формирования  у них  опыта  самостоятельного  приобретения и применения  новых  теоретических знаний  и  практических навыков.

Содержание  предлагаемого  курса  предполагает  предоставление учащемуся  условий и  среду  ак­тивного   освоения  деятельности, пробы  себя  и  сво­их сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела  и  достойного  его за­вершения  в  виде реального, осязаемого результа­та.

Вышеизложенное определяет актуальность и необходимость проведения элективного курса  с  учащимися  общеобразовательных школ.

Настоящая программа рекомендована к использованию в учебном процессе.

Рецензент:

к.п.н., ст. преподаватель

кафедры  управления и начального

профессионального  образования

Поскребышева Г.Ю.

Обновлено (13.11.2010 14:29)

 

 

 

Поиск по сайту
Опрос
Как Вы оцениваете качество школьного питания?
 
Статистика
Просмотры материалов : 150984
Кто на сайте...
Сейчас 32 гостей онлайн