Мониторинг здоровья школьников

Шарахова Л.Н., директор Центра поддержки и сопровождения проектов ГОУ ДПО (ПК)С «МРИО»

Горявская Т.П., методист Центра поддержки и сопровождения проектов ГОУ ДПО (ПК)С «МРИО»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский


 

В настоящее время проблема здоровья населения России является одной из самых актуальных для нашего общества.  Центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего. В Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (2010 год) говорится, что «стратегический приоритет политики  в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни».

 

Эмпирически ясно, что здоровье детей ухудшается. Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ ведет к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Задача образовательного учреждения – эффективное использование имеющихся резервов для сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов.

Формирование здоровья школьника в определенной степени зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка, его нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. По оценкам Института возрастной физиологии Российской академии образования, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях Республики Мордовия уже действуют программы воспитания «Здоровье» и комплексно-целевые программы организации и совершенствования школьного питания, которые включают в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, вопросы культуры питания.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме;
  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном, в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

С 2009 года в Республике Мордовия в рамках приоритетного национального проекта "Образование" реализуются два проекта: «Спортивная суббота» и «Совершенствование организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях». Данные проекты направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся через обеспечение качественным питанием, формирование высокого уровня знаний и практических навыков рационального здорового питания у обучающихся и их родителей.

Значительное место в проектах занимает организация мониторинга. Центром поддержки и сопровождения проектов Мордовского республиканского института образования проведены мониторинговые исследования оценки состояния здоровья детей (в контексте питания), мнения участников образовательного процесса о качестве школьного питания и мониторинг физического развития, физической подготовленности и функционального состояния школьников. Целью мониторинговых исследований является получение достоверных данных состояния здоровья детей, анализ различных факторов, влияющих на сохранение и укрепление здоровья детей, изучение рациона питания школьников, их вкусовых приоритетов.

Анализ состояния здоровья детей Республики Мордовия показывает рост распространенности заболеваний желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы. Указанные заболевания во многом обусловлены недостаточным содержанием в рационах питания детей школьного возраста важнейших микронутриентов, витаминов. В мониторинговом исследовании «Оценка состояния здоровья детей (в контексте питания)», проведенном в ноябре 2010 года, приняли участие 1604 школьника из 17 школ 7 муниципальных районов Республики Мордовия. Основная масса респондентов – 14-17 лет. На момент заполнения анкет свое здоровье на «отлично» оценили 28% мальчиков и 25% девочек, хорошо – 50 % мальчиков и 45 % девочек, удовлетворительно – 20% и 26%. Плохим свое здоровье посчитали 3 % респондентов.

Для сохранения и укрепления собственного здоровья половина школьников готовы вести здоровый образ жизни. Основным фактором, влияющим на здоровье, 27 % учащиеся обозначили правильное  питание. Пищевые вещества практически полностью определяют физическую и умственную работоспособность человека. Любые отклонения от формулы сбалансированного питания приводят к нарушению функций организма, особенно если эти отклонения длительны. Важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы. Именно в этот возрастной период (7 - 17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое, повышенное внимание.

Организация школьного питания должна основываться на следующих принципах:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Несмотря на проблемы, в Республике Мордовия ежегодно увеличивается число обучающихся школ, охваченных горячим питанием: 2007 г. – 70 %, 2008 г. – 75 %, 2009 г. – 78,1%. В октябре 2010 года в общеобразовательных учреждениях - участницах проекта по совершенствованию организации школьного питания охват горячим питанием составил 83% учащихся.

По данным мониторинговых исследований, большинство учащихся оценивает школьное питание на «хорошо» и «отлично», четверть – «удовлетворительно», и 2 % - не удовлетворены качеством блюд в школьной столовой. В анкетировании приняли участие 5468 учащихся от 11 до 18 лет, 4791 родитель и 791 учитель 26 школ 9 муниципальных районов Республики Мордовия, которые участвуют в проекте «Школьное питание». По сравнению с исследованиями прошлых лет, количество неудовлетворенных школьным питанием снизилось на 13%.

Большинство учащихся (73%) и педагогов (87%) устраивает график работы столовой. 57% школьников и 64 % учителей считают питание в школьной столовой полноценным, здоровым. 68% родителей устраивает организация питания в школе. Лишь 8% родителей недовольны качеством приготовления блюд.

Проведенное исследование  выявило проблемы в питании детей. Завтрак большинства школьников обычно состоит из каш, сосиски с гарниром, кофе или чая с булочкой, бутерброда с колбасой, сыром. Отрадно отметить, что в обед  практически все мальчики едят первое блюдо (приблизительно 80%), среди девочек процент ниже, особенно 17-18 летних (60%). Ужин школьников отличается разнообразием блюд, но отмечается тенденция плотного ужина – картофель в различном виде, макароны, мясные блюда, сосиски и т.п. Наблюдаются определенные различия в рационе питания мальчиков и девочек. Девочки чаще, чем мальчики, едят выпечку, салаты, кондитерские изделия, соки. Мальчики отдают предпочтение первым блюдам, продуктам, содержащим животный белок, а также картофелю, макаронам, кашам.

Большое значение для формирования здорового организма имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим 4-, 5-ти разового питания. Именно при таком режиме отмечаются наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности. На вопрос: «Сколько раз в день Вы едите?» - ответы распределились следующим образом: основная масса ребят ест 3-4 раза в день. Мальчики едят чаще девочек (пять раз в день: мальчики – 16%, девочки – 7%; два раза в день: 11% - мальчики, 19% - девочки). 9 человек отметили, что едят один раз в день.

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики. Подростки, особенно девочки, все чаще испытывают неудовлетворенность своим телом, начинают неправильно питаться и принимать различные пищевые добавки, чтобы совладать со своим весом или набрать мышечную массу. Это может привести к серьезным и долговременным проблемам со здоровьем. 90% мальчиков  и 77% девочек считают свой вес нормальным; 4,5% респондентов - недостаточным. 18% девочек  и 5% мальчиков в возрасте 13–17 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. Отсюда и пристрастия к диетам, и пропуск приема пищи.

Достаточно большой процент учителей и детей говорят о том, что не питаются в школьной столовой по причине хронических заболеваний. Следует вывод, что в меню отсутствуют диетические блюда. В качестве предложения по изменению системы питания  родители и  учителя ответили: «Организовал бы приготовление диетических блюд, так как моему ребенку (детям) нельзя есть некоторые блюда, которые готовят в школьной столовой».

Большую обеспокоенность вызывает организация питьевого режима. Одной из задач проекта по совершенствованию школьного питания является организация и соблюдение правил питьевого режима в школе. Только 2% учащихся отметили, что в школе есть автомат питьевой воды. Как показал мониторинг, в школах, где функционируют питьевые фонтанчики или автоматы  питьевой воды, 60% детей пьют воду из них. 53% опрошенных ответили, что пьют воду из-под обычного крана. Однако  по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем употребление такой воды  небезопасно.

Существенное влияние на состояние здоровья, поведение и обучение ребенка, оказывает среда, в которой он находится с раннего возраста.  Основной социальной средой развития является семья. Семья имеет большое значение в решении задач по укреплению здоровья населения, так как именно в ней закладываются и развиваются гигиенические навыки, формируется отношение к здоровью, от чего, в свою очередь, зависит здоровье будущего поколения. Поэтому изучение характера и направленности влияния семьи на формирование здоровья детей особенно актуально. По данным многолетнего мониторинга ИСЭРТ РАН, характеристики здоровья детей, проживающих в полных и неполных семьях, имеют различия. Здоровье детей в полных семьях лучше, чем в неполных. Детей с хроническими заболеваниями в полных семьях в два раза меньше, чем в неполных (23% против 38%).

Особенно важными представляются социально-экономические характеристики семьи – состав и доходы, характер взаимоотношений. Низкий уровень материального достатка не позволяет родителям обеспечивать детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях. Значительно больше девочки, чем мальчики, говорят о неприемлемой цене школьного питания. По данным анкетирования, 57% школьников материальный достаток  своей семьи оценивают как средний. 15% детей воспитываются в семьях с достатком выше среднего, столько же в малообеспеченных. Для повышения уровня детского здоровья, в связи с выявленными неблагоприятными факторами, целесообразно сосредоточить усилия на таких направлениях, как повышение эффективности государственной семейной политики в сфере создания условий для снижения доли неполных семей; увеличение доходов семей с детьми, повышение социально-гигиенической грамотности и медицинской активности родителей. В связи с этим одной из основных задач экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания является  повышение  доступности для детей из всех категорий семей школьного питания посредством  удешевления блюд.

Одной из задач исследования было изучение структуры питания. Оно показало, что в школьных столовых меню составляется, главным образом, с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. Во многих регионах России эксперимент по совершенствованию организации школьного питания еще идет, в городе Москва он уже закончился, и сейчас детей кормят, исходя из универсального меню для всей Москвы, разработанного специально для потребностей растущего организма. Но уже скоро планируется ввести питание для школьников 7—11 и 11—18 лет с различными рационами. Конечно, реализовать подобные нововведения сложно по техническим и финансовым причинам. Сейчас 5 московских школ ввели у себя такое питание в тестовом режиме. На сайте http://pitanie.edurm.ru/ можно ознакомиться с примерным меню горячих школьных завтраков и обедов для детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях.

Из условий,  наиболее важных для сохранения здоровья  больше всего школьников называют: регулярные занятия спортом (38% мальчиков и 25% девочек) и деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.п. (31% мальчиков и 29% девочек). Четверть опрошенных отмечают ежедневное выполнение правил здорового образа жизни (режим дня, регулярное питание, занятие физкультурой) и т.п., столько же говорят о том, что для сохранения здоровья важным являются хорошие природные условия, ещё четверть выбрали вариант «хороший отдых».  Шестая часть респондентов выбрали ответы «возможность лечиться у хорошего доктора» и «знания о том, как заботиться о своем здоровье».  Очень мало детей сказали о закаливании (11% мальчиков и 7% девочек).

Значительную часть времени ребенок проводит в школе, и потому очень важно, чтобы все виды деятельности, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья. Исходя из полученных результатов социологических исследований, можно сделать вывод, что в общеобразовательных учреждениях республики созданы условия для сохранения и укрепления здоровья. 64% исследуемых ответили, что в их школе используются спортзал и спортивные сооружения, 41% детей сказали, что организовано горячее питание, 41% - что, осуществляется медицинский осмотр и обследование учащихся.  29% подростков считают, что в учебных помещениях соблюдаются санитарные правила и нормы.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения психолого-педагогических, медицинских и социальных проблем современного образования, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни достигается посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.


Шарахова Л.Н., директор Центра поддержки и сопровождения проектов ГОУ ДПО (ПК)С «МРИО»

Горявская Т.П., методист Центра поддержки и сопровождения проектов ГОУ ДПО (ПК)С «МРИО»

Обновлено (31.01.2011 09:50)

 

 

 

Поиск по сайту
Опрос
Как Вы оцениваете качество школьного питания?
 
Статистика
Просмотры материалов : 150986
Кто на сайте...
Сейчас 34 гостей онлайн