Семинар «Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях Республики Мордовия»

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Здоровье учащихся находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Необходимо искать новые подходы к сохранению здоровья; проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии.

Сохранение и укрепление здоровья школьников объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Эти задачи являются краеугольным камнем чётко поставленных Президентом страны вопросов федерального масштаба – национальных проектов, реализация которых немыслима без участия самых широких кругов общественности. Приоритетный национальный проект «Образование» определяет здоровьесбережение одним из приоритетных направлений в образовании.

21 ноября 2012 года Министерство образования Республики Мордовия, ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск провели республиканский научно-практический семинар «Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях Республики Мордовия». На семинаре присутствовали около 100 человек со всех муниципальных районов республики. Это заместители директоров по воспитательной работе, учителя физической культуры, классные руководители, школьные психологи, школьные медицинские работники, воспитатели дошкольных образовательных учреждений и другие заинтересованные лица. Вопросы, которые рассматривались на семинаре, затрагивали все аспекты здоровьесбережения школьников и учителей. Семинар этот является ежегодным, вызывает интерес у педагогической общественности и, по словам Т.В.Самсоновой, проректора по научно-методической работе ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО», которая открыла семинар и приветствовала участников, на следующий год будет проводиться в статусе в научно-практической конференции. Татьяна Васильевна обозначила проблему формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях Республики Мордовия, пути её решения.

Хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, тем не менее, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106 были утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. С анализом выполнения образовательными учреждениями этих требований выступили Шарахова Лариса Николаевна, директор и Горявская Татьяна Петровна, методист Центра поддержки и сопровождения проектов ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО».

Во многих школах реализуются здоровьесберегающие технологии. Какие на данный момент получены результаты рассказали представители многих образовательных учреждений республики (программа прилагается).

Для педагогов Рузаевского лицей № 4 «Здоровый ребенок - здоровое будущее» - это не лозунг, это проблема, которую они успешно решают, причем оздоровлением детей у них занимаются не только отдельно медики, родители, педагоги - в учреждении выстроена целая система, которая позволяет объединять и приумножать усилия всех заинтересованных сторон. В лицее №4 успешно работает оздоровительный комплекс или республиканский межшкольный центр «Здоровье через образование». Изначально он задумывался как профилактический, но, учитывая, что многие школьники имеют хронические болезни, стал также и Центром долечивания. Здесь работают кабинеты, оборудованные всем необходимым для оздоровления детей. На базе этого лицея стало традиционным проведение республиканского форума «Здоровье через образование».

Одно из составляющих здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении – сохранение и укрепление здоровья педагога, наличие в педагогическом коллективе профессиональной позиции, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Если здоровый образ жизни норма для учителя, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. О том, что современная школа – это пространство заботы о здоровье педагога рассказала учитель биологии МОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района Хрулина Галина Кимовна.

Составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. О реализации республиканской целевой программы «Школьное питание 2010 – 2012 гг.» рассказала Курцева Ольга Анатольевна, главный специалист Министерства образования Республики Мордовия.

Сегодня происходит усиление роли дополнительного образования в решении проблемы формирования культуры здоровья и навыков здорового образа жизни детей и подростков, так как на практике именно после школьных уроков, когда дети не озабочены школьными заданиями, появляется реальная возможность формирования здорового образа жизни. Дополнительное образование детей имеет свою особенность, так как ее деятельность строится на принципах свободы выбора той деятельности, которая отвечает интересам детей, успешности взаимодействия педагогов и воспитанников, удовлетворения потребностей ребенка в основных сферах его жизнедеятельности. О роли учреждений дополнительного образования детей в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни рассказал Маскалев Александр Анатольевич, директор ГОУ ДОД «РС ДЮСШОР».

Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышают работоспособность, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Проблема массового физкультурно-спортивного движения детей школьного возраста, прежде всего, несет цель укрепление здоровья, становления и развития общих и специальных физических навыков, здорового образа жизни. Этой теме было посвящено выступление Крашенинниковой Галины Васильевны, заведующей отделом физкультуры и спорта МУ ДОД «Дворец детского творчества» г.о. Саранск.

В Республике Мордовия с 2010 года реализуется проект «Спортивная суббота». Идею введения в школах спортивной субботы Глава Республики Мордовия Н.И.Меркушкин высказал на заседании Совета при Президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, и Дмитрий Медведев поддержал эту инициативу. Приказом Министерства образования РМ № 190 от 25.02.2010 для участия в проекте «Спортивная суббота» были утверждены списки «пилотных» образовательных учреждения республики. Основная цель Спортивной субботы заключается в пропаганде среди обучающихся здорового образа жизни, в повышении сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения. Опытом участия в этом проекте и достигнутых результатах поделились: Наумкин Николай Петрович, учитель физической культуры МБОУ «Семилейская СОШ» Кочкуровского района, Моисеева Светлана Ивановна, зам. директора по УВР МБОУ «Тарасовская СОШ» Атяшевского района, Домнина Валентина Владимировна, учитель физической культуры МБОУ «Языково-Пятинская ООШ» Инсарского района, Захарова Елена Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе МОБУ "Кемлянская СОШ" Ичалковского муниципального района.

«Считается, что укрепление здоровья учащихся осуществляется путем систематического вовлечения их в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой. Настольный теннис - один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющийся отличным средством приобщения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к активному отдыху. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений. Другой важной особенностью игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, органы и физиологические системы, но и на морально-волевые качества» - из доклада Крюковой Надежды Ивановны, педагога дополнительного образования МУ ДОД «Центр детского творчества №1» г.о. Саранск.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Об этом говорила Иневаткина Светлана Евгеньевна, ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии управления образованием ГБОУ ДПО (ПК) с «МРИО».

В настоящее время все больше становится детей из социально-неблагополучных семей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным социальным факторам со стороны общества и его криминальных элементов. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелым последствиям. О работе по обеспечению социального благополучия обучающихся, воспитанников в условиях интернатных учреждений рассказала Моисейкина Анна Андреевна, социальный педагог ГКОУ «Ялгинский детский дом-школа».

Около 30 докладов по здоровьесбережению в школах, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования было озвучено на семинаре. Каждому хотелось не столько поделиться своим опытом, сколько перенять опыт других.

Помимо теоретической, была представлена практическая часть.. Педагоги МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск представили участникам семинара уроки, на которых они использовали элементы здоровьесберегающих технологий.

Обстановка на семинаре сложилась самая теплая и располагающая к деловому общению.

Ромен Роллан когда-то сказал, что здоровье - так же заразительно, как болезнь. Мы хорошо знаем, как стремительно распространяются, превращаясь в эпидемию, всяческие недуги. А вот науку распространения здоровья, здорового образа жизни нам всем еще предстоит осваивать.

Смотреть фотоотчет

Вложения:
Скачать файл (program_1 .doc)Программа семинара[ ]86 Kb

Обновлено (27.11.2012 13:31)

 

 

 

Поиск по сайту
Опрос
Как Вы оцениваете качество школьного питания?
 
Статистика
Просмотры материалов : 161534
Кто на сайте...
Сейчас 22 гостей онлайн